Лучшие педагоги России

Национальный конкурс для учителей и воспитателей образовательных учреждений

Назад на главную

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последние изменения в аттестации педагогов в 2016 году

 

Согласно законодательству РФ, каждый педагогический работник обязан периодически проходить аттестацию. Эта процедура систематическая, повторяющаяся раз в 5 лет. Аттестация педагогических работников необходима для повышения квалификации и выявления соответствия должности того или иного педагога. Это один из самых ответственных моментов в трудовой жизни каждого учителя.

Во-первых, это хорошая возможность показать комиссии запасы своих знаний и доказать свой профессионализм. В связи с этим мнение о педагоге меняется среди коллег и в обществе в целом. Во-вторых, после очередной аттестации, в случае положительных результатов, педагогу поднимают заработную плату. Из этого можно сделать вывод, что аттестация педагогических работников направлена на их же благо. Все поправки и изменения в действующее законодательство внесены главным образом с целью повышения эффективности современного учебного и воспитательного процесса. В прошедшем году были введены некоторые изменения, связанные с аттестацией педагогов. Именно о них мы сегодня и поговорим.

 

Основные изменения Федерального закона 273

В 2016 году все педагоги будут проходить аттестацию по двум основным параметрам. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этапе выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу той или иной категории квалификации. В настоящем году педработник может претендовать на первую или высшую категорию. Первая присваивается педагогам, которые:

  • имеют 2-ую категорию;
  • уже имеют первую категорию, но сроки аттестации подошли к концу (т. е. прошло 5 лет с момента последней аттестации).

 

На получение высшей категории претендуют сотрудники, которые:

  • получили первую категорию более двух лет;
  • уже имеют высшую, но после предыдущей аттестации прошло 5 лет.

 

Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся:

  • педагоги, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
  • беременные педагоги;
  • женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Однако законодательством не запрещено проходить аттестацию вышеперечисленным лицам, если они сами изъявили на то желание.

 

Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации

Еще одним нововведением в 2016 году является подача заявления на прохождение аттестации. Ранее педагоги, желающие присвоить себе категорию или повысить уровень квалификации, подавали заявления в своем районе. Теперь же вся ответственность за проведение аттестации возложена на вышестоящие общеобразовательные организации на уровне субъектов РФ.

 

Итак, какие бумаги необходимо приготовить для прохождения аттестации:

  • заявление с личными подписями;
  • копия листа прошлой аттестации (если таковой имеется);
  • копия документа, подтверждающая высшее или среднее педагогическое образование (диплом);
  • копия листа о наличии высшей или первой ступени аттестации (если он был получен ранее);
  • личное профессиональное портфолио;
  • в случае изменения фамилии или других личных данных необходима копия документа, подтверждающая правдивость и соответствие данных.
  • желательно иметь на руках характеристику с места работы или сопроводительное письмо, в котором будет описана характеристика вашей личности со стороны профессиональной пригодности.

Спустя месяц заявителю по месту проживания должно поступить уведомление, в котором указано время и дата проведения аттестационной процедуры.

 

Основные требования для повышения профессиональной квалификации

Чтобы получить первую ступень педагогический работник обязан:

  • иметь безупречные знания современной общеобразовательной программы и качественно практиковать их;
  • внести собственный взнос в увеличение качества образования;
  • демонстрировать постоянные успехи в части освоения учениками одобренных общеобразовательных методик.

 

Преподаватели, претендующие на получение высшей ступени, обязаны:

  • обладать первой категорией профессиональной квалификации;
  • уметь пользоваться передовыми общеобразовательными методологиями;
  • демонстрировать постоянные успехи в области освоения учениками современных общеобразовательных методик;
  • приложить индивидуальные усилия для того, чтобы все новые установленные общеобразовательные программы легче усваивались учениками или воспитанниками.

 

Стоит отметить, что аттестационная процедура может проходить без непосредственного участия самого аттестующегося (то есть педагога). Чтобы получить разрешение на участие в процессе, преподаватель должен приложить к основным документам соответствующее заявление, изъявляющее желание соискателя присутствовать на вынесении результатов аттестационной комиссии.

Независимо от того, присутствовал педагог или нет, комиссией составляется протокол, в который заносятся результаты аттестации, личные данные педагога и другие сведения, касающиеся дела. Исход процедуры фиксируется в листе аттестации педагога (если он прилагался к основным документам). В случае положительного решения комиссии соискателю присваивается либо высшая ступень квалификации, либо первая, в зависимости от обстоятельств.

В нынешнем году наниматель обязан приложить квалификационную характеристику на работника с беспристрастной оценкой его деятельности. В период меду аттестациями преподаватель должен пройти курсы квалификации, принимать участие в состязаниях, проводить лекции, сформировывать портфолио достижений и так далее. Современная форма проведения аттестации педагогических работников подразумевает наиболее кропотливую подготовку и занимает больше времени и сил.

Не исключено, что многие педагоги, особенно пенсионного возраста, покинут свои рабочие места. Даже молодым преподавателям или воспитателям кажется страшным и сам процесс проведения аттестации, и подготовка к ней. Пожилые педагоги, привыкшие к системе образования старых времен, могут не согласиться с нынешними нововведениями.

Почти все учителя плохо относятся к новой организации проведения процедуры присвоения профессиональной квалификации, отдельные места «Положения об аттестации» кажутся неразборчивыми и требуют дополнительных объяснений. Хотя сейчас у профессионалов возникло множество способов продемонстрировать собственную работу.

До внесения изменений недобросовестные преподаватели готовились по полгода к открытым урокам, отбирали детей, преподносили методистам презенты. Сейчас этот вариант не пройдет. На данное время преподавателю понадобится потрудиться творчески, приготовить личное профессиональное портфолио, чтобы сохранить собственную репутацию.

Внесенные изменения в законодательство Российской Федерации касается всех городов и республик нашей страны. Узнать подробности проведения аттестации педагогических работников можно в вашем районном отделе образования.

 

 

Порядок аттестации в 2016-2017гг.

 

Основное отличие действующего Порядка аттестации от предыдущего Положения – это наличие двух видов аттестации: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.

 

Основанием для аттестации на 1 и высшую категорию является заявление педагогического работника.

Порядок аттестации не предусматривает никаких ограничений при подаче заявления для педагогических работников, изъявивших желание пройти процедуру аттестации. Успешность аттестации во многом  зависит от аргументированности его заявления.

 

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

 

Кто имеет право пройти аттестацию

 

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
  • учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

 

Кто подает заявление об аттестации

 

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы  в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

 

Как подать документы на аттестацию

 

1. Учитель, решивший подать заявление , собирает пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
  • портфолио своих профессиональных достижений с обязательным наличием дипломов участия в профессиональных конкурсах, которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

 

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

 

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Рассматривая такое требование как активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания эксперты будут принимать во внимание распространение опыта на муниципальном и/или региональном, и/или федеральном уровнях, что ещё более ценно.

 

Как обобщить опыт педагога

 

При подготовке к процедуре аттестации  педагогический работник готовит портфолио. Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу, а так же принимать участие в престижных конкурсах, таких как "Педагог по призванию", "Академика" и "Лучшие педагоги России".

 

Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения  учащихся.  Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.  Минобр рекомендует уже зарекомендовавший себя конкурс для талантливых детей "Маленькое чудо".

 

Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.

Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.

Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.

 

Процедуры  проведения аттестации

 

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

 

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

 

Решение комиссии

 

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

 

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

 

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет  право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

 

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например:  «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

 

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

 

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

 

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

 

Обжалование решения аттестационной комиссии.

 

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 

Процедура аттестации включает в себя проведение экспертной оценки и проведение самооценки педагогической деятельности  аттестуемого.

 

Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности педагога проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.

 

Причём для учителя один эксперт обязательно должен быть специалистом преподаваемого предмета. Один из экспертов обязательно должен быть внешним.

 

В процессе работы эксперты: — посещают и анализируют 1-2 урока, — знакомятся с портфолио;

— изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;

— проводят беседы с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, руководителем методического объединения, коллегами аттестуемого, со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого.

 

Лист самооценкиаттестуемый заполняет самостоятельно, но, если у него возникли затруднения или вопросы, он вправе обратиться за помощью к экспертам.

 

Именно эксперты вправе сделать вывод, насколько аргументировано заявление педагогического работника с просьбой об аттестации.

 

В конце экспертного заключения экспертная группа выражает своё мнение о том, соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям. Кроме того, эксперты вправе включить в экспертное заключение рекомендации.

При наличии рекомендаций аттестованный педагогический работник обязан в течение года выполнить их. За выполнением рекомендаций должен следить работодатель.

 

Новый вид аттестации – аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Это обязательная аттестация для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории.

 

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление работодателя, которое содержит: — мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

 

Педагогические работники проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

Аттестуемый педагог должен подготовить конспект урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году;

В случае признания педагогического работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности работодатель может обеспечить его обучение или повышение квалификации, перевести его на более подходящую вакантную должность или, в крайнем случае, расторгнуть с ним трудовой договор.

 

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

Лучшие педагоги России (с)  2018 г. Москва "Центр развития педагогики"

Последние изменения в аттестации педагогов в 2016 году

 

Согласно законодательству РФ, каждый педагогический работник обязан периодически проходить аттестацию. Эта процедура систематическая, повторяющаяся раз в 5 лет. Аттестация педагогических работников необходима для повышения квалификации и выявления соответствия должности того или иного педагога. Это один из самых ответственных моментов в трудовой жизни каждого учителя.

Во-первых, это хорошая возможность показать комиссии запасы своих знаний и доказать свой профессионализм. В связи с этим мнение о педагоге меняется среди коллег и в обществе в целом. Во-вторых, после очередной аттестации, в случае положительных результатов, педагогу поднимают заработную плату. Из этого можно сделать вывод, что аттестация педагогических работников направлена на их же благо. Все поправки и изменения в действующее законодательство внесены главным образом с целью повышения эффективности современного учебного и воспитательного процесса. В прошедшем году были введены некоторые изменения, связанные с аттестацией педагогов. Именно о них мы сегодня и поговорим.

 

Основные изменения Федерального закона 273

В 2016 году все педагоги будут проходить аттестацию по двум основным параметрам. Первый этап включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности. Комиссия будет проверять знания и навыки педагога, а также его умение обращаться с детьми. На этом этапе выясняется профпригодность работника и соответствие должности.

На втором этапе встает вопрос о присвоении педагогу той или иной категории квалификации. В настоящем году педработник может претендовать на первую или высшую категорию. Первая присваивается педагогам, которые:

  • имеют 2-ую категорию;
  • уже имеют первую категорию, но сроки аттестации подошли к концу (т. е. прошло 5 лет с момента последней аттестации).

 

На получение высшей категории претендуют сотрудники, которые:

  • получили первую категорию более двух лет;
  • уже имеют высшую, но после предыдущей аттестации прошло 5 лет.

 

Практически в каждом законе есть исключения. То же относится и к Федеральному закону об аттестации педагогических работников. Существуют категории лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации. К ним относятся:

  • педагоги, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет;
  • беременные педагоги;
  • женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком.

Однако законодательством не запрещено проходить аттестацию вышеперечисленным лицам, если они сами изъявили на то желание.

 

Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации

Еще одним нововведением в 2016 году является подача заявления на прохождение аттестации. Ранее педагоги, желающие присвоить себе категорию или повысить уровень квалификации, подавали заявления в своем районе. Теперь же вся ответственность за проведение аттестации возложена на вышестоящие общеобразовательные организации на уровне субъектов РФ.

 

Итак, какие бумаги необходимо приготовить для прохождения аттестации:

  • заявление с личными подписями;
  • копия листа прошлой аттестации (если таковой имеется);
  • копия документа, подтверждающая высшее или среднее педагогическое образование (диплом);
  • копия листа о наличии высшей или первой ступени аттестации (если он был получен ранее);
  • личное профессиональное портфолио;
  • в случае изменения фамилии или других личных данных необходима копия документа, подтверждающая правдивость и соответствие данных.
  • желательно иметь на руках характеристику с места работы или сопроводительное письмо, в котором будет описана характеристика вашей личности со стороны профессиональной пригодности.

Спустя месяц заявителю по месту проживания должно поступить уведомление, в котором указано время и дата проведения аттестационной процедуры.

 

Основные требования для повышения профессиональной квалификации

Чтобы получить первую ступень педагогический работник обязан:

  • иметь безупречные знания современной общеобразовательной программы и качественно практиковать их;
  • внести собственный взнос в увеличение качества образования;
  • демонстрировать постоянные успехи в части освоения учениками одобренных общеобразовательных методик.

 

Преподаватели, претендующие на получение высшей ступени, обязаны:

  • обладать первой категорией профессиональной квалификации;
  • уметь пользоваться передовыми общеобразовательными методологиями;
  • демонстрировать постоянные успехи в области освоения учениками современных общеобразовательных методик;
  • приложить индивидуальные усилия для того, чтобы все новые установленные общеобразовательные программы легче усваивались учениками или воспитанниками.

 

Стоит отметить, что аттестационная процедура может проходить без непосредственного участия самого аттестующегося (то есть педагога). Чтобы получить разрешение на участие в процессе, преподаватель должен приложить к основным документам соответствующее заявление, изъявляющее желание соискателя присутствовать на вынесении результатов аттестационной комиссии.

Независимо от того, присутствовал педагог или нет, комиссией составляется протокол, в который заносятся результаты аттестации, личные данные педагога и другие сведения, касающиеся дела. Исход процедуры фиксируется в листе аттестации педагога (если он прилагался к основным документам). В случае положительного решения комиссии соискателю присваивается либо высшая ступень квалификации, либо первая, в зависимости от обстоятельств.

В нынешнем году наниматель обязан приложить квалификационную характеристику на работника с беспристрастной оценкой его деятельности. В период меду аттестациями преподаватель должен пройти курсы квалификации, принимать участие в состязаниях, проводить лекции, сформировывать портфолио достижений и так далее. Современная форма проведения аттестации педагогических работников подразумевает наиболее кропотливую подготовку и занимает больше времени и сил.

Не исключено, что многие педагоги, особенно пенсионного возраста, покинут свои рабочие места. Даже молодым преподавателям или воспитателям кажется страшным и сам процесс проведения аттестации, и подготовка к ней. Пожилые педагоги, привыкшие к системе образования старых времен, могут не согласиться с нынешними нововведениями.

Почти все учителя плохо относятся к новой организации проведения процедуры присвоения профессиональной квалификации, отдельные места «Положения об аттестации» кажутся неразборчивыми и требуют дополнительных объяснений. Хотя сейчас у профессионалов возникло множество способов продемонстрировать собственную работу.

До внесения изменений недобросовестные преподаватели готовились по полгода к открытым урокам, отбирали детей, преподносили методистам презенты. Сейчас этот вариант не пройдет. На данное время преподавателю понадобится потрудиться творчески, приготовить личное профессиональное портфолио, чтобы сохранить собственную репутацию.

Внесенные изменения в законодательство Российской Федерации касается всех городов и республик нашей страны. Узнать подробности проведения аттестации педагогических работников можно в вашем районном отделе образования.

 

 

Порядок аттестации в 2016-2017гг.

 

Основное отличие действующего Порядка аттестации от предыдущего Положения – это наличие двух видов аттестации: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.

 

Основанием для аттестации на 1 и высшую категорию является заявление педагогического работника.

Порядок аттестации не предусматривает никаких ограничений при подаче заявления для педагогических работников, изъявивших желание пройти процедуру аттестации. Успешность аттестации во многом  зависит от аргументированности его заявления.

 

Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

 

Кто имеет право пройти аттестацию

 

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, не имеющий категорий;
  • педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

  • педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
  • педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
  • учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

 

Кто подает заявление об аттестации

 

Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы  в любое время.

Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

 

Как подать документы на аттестацию

 

1. Учитель, решивший подать заявление , собирает пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
  • портфолио своих профессиональных достижений с обязательным наличием дипломов участия в профессиональных конкурсах, которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ.

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

 

Требования к категориям

Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

 

Требования к первой квалификационной категории:

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

  • установлена первая квалификационная категория;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
  • стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Рассматривая такое требование как активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания эксперты будут принимать во внимание распространение опыта на муниципальном и/или региональном, и/или федеральном уровнях, что ещё более ценно.

 

Как обобщить опыт педагога

 

При подготовке к процедуре аттестации  педагогический работник готовит портфолио. Педагоги могут проявить себя в работе городских методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу, а так же принимать участие в престижных конкурсах, таких как "Педагог по призванию", "Академика" и "Лучшие педагоги России".

 

Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения  учащихся.  Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.  Минобр рекомендует уже зарекомендовавший себя конкурс для талантливых детей "Маленькое чудо".

 

Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.

Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.

Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.

 

Процедуры  проведения аттестации

 

Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.

 

Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

 

Решение комиссии

 

В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

 

1. Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

 

В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет  право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

 

Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например:  «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается.

 

2. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

 

В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

 

Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.

 

Обжалование решения аттестационной комиссии.

 

Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 

Процедура аттестации включает в себя проведение экспертной оценки и проведение самооценки педагогической деятельности  аттестуемого.

 

Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности педагога проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.

 

Причём для учителя один эксперт обязательно должен быть специалистом преподаваемого предмета. Один из экспертов обязательно должен быть внешним.

 

В процессе работы эксперты: — посещают и анализируют 1-2 урока, — знакомятся с портфолио;

— изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;

— проводят беседы с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, руководителем методического объединения, коллегами аттестуемого, со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого.

 

Лист самооценкиаттестуемый заполняет самостоятельно, но, если у него возникли затруднения или вопросы, он вправе обратиться за помощью к экспертам.

 

Именно эксперты вправе сделать вывод, насколько аргументировано заявление педагогического работника с просьбой об аттестации.

 

В конце экспертного заключения экспертная группа выражает своё мнение о том, соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям. Кроме того, эксперты вправе включить в экспертное заключение рекомендации.

При наличии рекомендаций аттестованный педагогический работник обязан в течение года выполнить их. За выполнением рекомендаций должен следить работодатель.

 

Новый вид аттестации – аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Это обязательная аттестация для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории.

 

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление работодателя, которое содержит: — мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

 

Педагогические работники проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

Аттестуемый педагог должен подготовить конспект урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году;

В случае признания педагогического работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности работодатель может обеспечить его обучение или повышение квалификации, перевести его на более подходящую вакантную должность или, в крайнем случае, расторгнуть с ним трудовой договор.

 

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

  • педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
  • педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.